Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016 года утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды».

Ключевая цель приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

В рамках реализации проекта муниципальные образования должны сформировать и реализовать пятилетние комплексные программы по благоустройству городов и поселений с учётом рекомендаций Минстроя России.

Реализация данного приоритетного проекта предусматривает более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству. Так, на основе принципов, разработанных Минстроем России, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты численностью от 1000 человек должны принять новые правила благоустройства, предусматривающие в том числе учёт мнения граждан при формировании таких программ, а также принять механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, и финансовое участие граждан и организаций в их реализации. Должны быть предусмотрены и инструменты общественного контроля в вопросах благоустройства.

Исполнителями и соисполнители проекта являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Подробные документы (в т. ч. проекты), раскрывающие суть реализации программы» «Формирование комфортной городской среды“», методические материалы и ответы на часто задаваемые вопросы размещены на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по адресу http://www. minstroyrf. ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/prioritetnyy-proekt-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/.

 

Сроки и порядок участия будут предусмотрены правилами предоставления и распределения субсидий, которые Минстрой России подготовил в декабре 2016 года. Проект правил размещен на вышеуказанном сайте.

Объем средств, который будет доведен до муниципального образования, определяется по усмотрению субъекта Российской Федерации, исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также количества расположенных на территории муниципальных образований многоквартирных домов, включенных в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом, по усмотрению субъекта Российской Федерации уровень расчетной бюджетной  обеспеченности муниципальных образований может быть взят как до, так и после выравнивания такого уровня.

Дополнительные разъяснения содержатся в Методических рекомендациях по подготовке государственных (муниципальных) программ формирования современная городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды» (включая механизмы вовлечения людей и общественного участия  в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды).

В частности указывается, что под дворовыми территориями многоквартирных домов понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает в себя: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещение дворовых территорий, установка скамеек, урн для мусора, иные виды работ. Предложения граждан по включению дворовых территорий в муниципальную программу, подготовленные в рамках минимального перечня работ, могут включать все или несколько видов работ, предусмотренных минимальным перечнем работы.

Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий включает в себя: оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий, иные виды работ. При предоставлении предложений граждан по включению дворовых территорий в муниципальную программу, подготовленные в рамках дополнительного перечня работ, предоставление предложений в рамках минимального перечня не является обязательным.

 

В качестве возможных проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования могут быть предложены для обсуждения и благоустройства следующие виды проектов и территорий:

— благоустройство парков/скверов/бульваров;

— освещение улицы/парка/сквера/бульвара;

— благоустройство набережной

— благоустройство места для купания (пляжа);

— реконструкция/строительство многофункционального общественного спортивного объекта (как правило стадион или детская спортивно-игровая площадка);

— устройство или реконструкция детской площадки;

— благоустройство территории возле общественного здания (как правило Дом культуры или библиотека);

— благоустройство кладбища;

— благоустройство территории вокруг памятника;

— установка памятников;

— реконструкция пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (лавочек и пр.) на конкретной улице;

— реконструкция мостов/переездов внутри поселений;

— обустройство родников;

— очистка водоемов;

— благоустройство пустырей;

— благоустройство городских площадей (как правило центральных);

— благоустройство или организация муниципальных рынков;

— иные объекты.

В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальной программы рекомендуется создавать на уровне муниципального образования общественную комиссию из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации такого обсуждения, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц, а также для осуществления контроля за реализацией программы после ее утверждения в установленном порядке (далее – муниципальная общественная комиссия).

 

Важное значение имеет вовлечение граждан, организаций в процесс обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу

а) принципы организации участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу:

— все формы участия граждан, организаций направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон, на выявление их истинных интересов и ценностей, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов по благоустройству дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования;

— открытое обсуждение муниципальных территорий общего пользования подлежащих благоустройству, проектов благоустройства указанных территорий;

— все решения, касающиеся благоустройства муниципальных территорий общего пользования должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующего муниципального образования;

— для повышения уровня доступности информации и информирования граждан и других субъектов городской жизни о задачах и проектах по благоустройству дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования рекомендуется создать интерактивный портал в сети «Интернет», предоставляющий наиболее полную и актуальную информацию в данной сфере – организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала. При этом, рекомендуется обеспечить свободный доступ в сети «Интернет» к основной проектной и конкурсной документации, а также обеспечивать видеозапись публичных обсуждений проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования и их размещение на специализированных муниципальных ресурсах. Кроме того, рекомендуется обеспечить возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов.

б) формы участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу:

— для осуществления участия граждан, организаций в процессе принятия решений и реализации проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования рекомендуется следовать следующим форматам:

 

— совместное определение целей и задач по развитию дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования, инвентаризация проблем и потенциалов указанных территорий (применительно к дворовым территориям пределы инвентаризации и совместного принятия решений ограничиваются соответствующей дворовой территорий);

— определение основных видов активностей, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной муниципальной территории общего пользования;

— организация широкого общественного участия в выборе муниципальной территории общего пользования, приоритетных для благоустройства;

— обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов дворовой территории, муниципальной территории общего пользования;

— консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования дворовой территории, муниципальной территории общего пользования;

— консультации по предполагаемым типам озеленения дворовой территории, муниципальной территории общего пользования;

— консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования дворовой территории, муниципальной территории общего пользования;

— участие в разработке проекта благоустройства дворовой территории, муниципальной территории общего пользования, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами (применительно к дворовым территориям – с лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами);

— согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, собственников соседних территорий и других заинтересованных сторон;

— осуществление общественного (контроля собственников помещений в многоквартирных домах – применительно к дворовым территориям) контроля над процессом реализации проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);

 

— осуществление общественного контроля (контроля собственников помещений в многоквартирных домах – применительно к дворовым территориям) над процессом эксплуатации муниципальной территории общего пользования (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории);

в) при реализации проектов по благоустройству дворовых территорий,  муниципальной территории общего пользования необходимо обеспечить информирование граждан, организаций о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе путем, но не ограничиваясь:

— создания единого  информационного интернет — ресурса (сайта или приложения) который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению «онлайн» участия и регулярном информированию о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;

— работы с местными СМИ, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;

— вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту (дворовой территории, муниципальной территории общего пользования), а также на специальных стендах на самом объекте; в местах притяжения и скопления людей (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территории или на ней (поликлиники, ДК, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);

— информирования местных жителей̆ через школы и детские сады. В том числе -школьные проекты: организация конкурса рисунков. Сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся;

— индивидуальных приглашений участников встречи лично, по электронной почте или по телефону;

— использование социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных городских и профессиональных сообществ;

— установки интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установка стендов с генпланом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в центрах общественной жизни и местах пребывания большого количества людей;

— установки специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования (дворовой территории, муниципальной территории общего пользования). Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.

г) необходимо задействовать механизмы общественного участия граждан, организаций в обсуждении проекта муниципальной программы,  проектов по благоустройству дворовой территории, муниципальной территории общего пользования, а именно:

— обсуждение проектов по благоустройству рекомендуется проводить в интерактивном формате с использованием широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы;

— рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории;

— отчет и видеозапись (при ведении) по итогам общественного обсуждения должны быть опубликованы в течении 14 дней после проведения обсуждения;

— краткая версия отчета и резюме по итогам общественного обсуждения, должны быть опубликованы в течении 4 дней после проведения встречи;

— в течении 5 дней после проведения общественных обсуждений необходимо предоставить гражданам возможность внести свои предложения и дополнения к представленному проекту благоустройства муниципальной территории общего пользования, не озвученные на встречи. Такие предложения могут приниматься по электронной почте, через специальную форму, созданную на сайте проекта, при личном приеме в профильном учреждении (предприятии, организации) или структурном подразделении муниципального образования, ответственных за реализацию проекта;

— публикация итоговой версии проекта благоустройства муниципальной территории общего пользования с пояснениями о том, какие изменения по итогам общественных обсуждений были внесены в проект и каким образом учтено мнение граждан должна быть осуществлена на официальном сайте муниципалитета или проекта в течении 10 дней после проведения общественного обсуждения;

— при необходимости и в особо спорных случаях рекомендуется повторно проводить общественные обсуждения, до достижения консенсуса между всеми заинтересованными сторонами;

— на каждом этапе проектирования в отношении дворовой территории, муниципальной территории общего пользования рекомендуется выбирать максимально подходящие для конкретной ситуации механизмы, они должны быть простыми и понятными для всех заинтересованных в проекте сторон;

— для проведения общественных обсуждений рекомендуется выбирать хорошо известные людям общественные и культурные центры (ДК, школы, молодежные и культурные центры), находящиеся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенные по соседству с объектом проектирования (муниципальной территорией общего пользования);

— общественные обсуждения должны проводиться при участии опытного модератора, имеющего нейтральную позицию по отношению ко всем участникам проектного процесса;

— по итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений должен быть сформирован отчет о встрече, а также видеозапись самой встречи и выложены в публичный доступ как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте муниципалитета для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования, а также комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе;

— для обеспечения квалифицированного участия необходимо публиковать достоверную и актуальную информацию о проекте по благоустройству муниципальной территории общего пользования, результатах предпроектного исследования, а также сам проект благоустройства не позднее чем за 14 дней до проведения самого общественного обсуждения;

д) создавать условия для осуществления общественного контроля как  одного из действенных механизмов общественного участия, а именно:

— рекомендуется создавать условия для проведения общественного контроля по реализации проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования, в том числе в рамках организации деятельности общегородских интерактивных порталов в сети «Интернет»;

— общественный контроль по реализации проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования вправе осуществлять любые заинтересованные физические и юридические лица, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также общегородских интерактивных порталов в сети «Интернет». Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в связи реализацией проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования направляется для принятия мер в уполномоченный орган муниципального образования и (или) на общемуниципальный интерактивный портал в сети «Интернет»;

— общественный контроль по реализации проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования осуществляется с учетом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства, жилищных и коммунальных услуг.

Рекомендации относительно особенностей порядка представления предложения для дворовых территорий:

— провести предварительную информационную работу с собственниками помещений в многоквартирных домах с разъяснением им возможностей представления предложений о благоустройстве дворовых территорий с привлечением бюджетных средств и условий предоставления такой поддержки;

— направлять представителей муниципальных образований для участия в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принимаются решения о представлении предложений по дворовым территориям для включения в муниципальную программу;

— организовать отдельные встречи с представителями советов многоквартирных домов, общественных организаций, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, кооперативы и инфе специализированные кооперативы) и их объединениями, действующими на территории муниципального образования в целях разъяснением им возможностей представления собственниками помещений в многоквартирных домах предложений о благоустройстве дворовых территорий с привлечением бюджетных средств и условий предоставления такой поддержки;

— организовать прием предложений о благоустройстве дворовых территорий в различных форматах (по электронной почте, нарочно (путем организации специального пункта приема предложений на территории уполномоченного органа).

Финансовое (трудовое) участие граждан, организаций, привлекаемых для реализации проектов по благоустройству

Возможность финансового (трудового) участия граждан, организаций в реализации проектов по благоустройству определяется субъектом Российской Федерации.

Кроме финансового (денежного) вклада вклад может быть внесен в не денежной форме. В частности, этом может быть:

— выполнение жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например: подготовка объекта (дворовой территории) к началу работ (земляные работы, снятие старого оборудования, уборка мусора), и другие работы (покраска оборудования, озеленение территории посадка деревьев, охрана объекта);

 

— предоставление строительных материалов, техники и т. д.;

— обеспечение благоприятных условий для работы подрядной организации, выполняющей работы и для ее работников.