Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Политика в сфере противодействия коррупции Минтруда России

 

https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption

 

Обращения по фактам коррупции могут быть направлены в правоохранительные органы, а также прокуратуру Рамешковского района по адресу: 171400, Тверская область, п. Рамешки, ул. Пролетарская, д. 12. Телефон 2-13-59, факс 2-17-56. Прокурор района Горячев Владимир Александрович

 

 

ПАМЯТКА

муниципальному служащему при увольнении

с должности муниципальной службы

 

Что необходимо знать гражданину при увольнении с должности муниципальной службы, чтобы не наступили последствия, приведенные в ч.ч. 3 и 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N  273-ФЗ “О противодействии коррупции» (далее — Закон).

1. Необходимо установить, включена ли должность муниципальной службы, с которой осуществляется увольнение, в утвержденный работодателем (главой муниципального образования) перечень должностей муниципальной службы, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. В случае, если данная должность включена в соответствующий перечень либо гражданин увольняется с должности, не включенной в данный перечень, однако до этого занимал включенную в перечень должность в период двух лет до дня своего увольнения, необходимо выполнение требований ч. 2 ст.. 12 Закона об уведомлении своего нового работодателя о ранее занимаемой должности.

К примеру, гражданин занимал должность начальника структурного подразделения администрации, включенную в соответствующий перечень должностей. В последующем с 01.03.2017 он переведен на должность, не включенную в указанный перечень. С 01.06.2018 гражданин увольняется из администрации и в этот же день устраивается на новое место работы. На момент увольнения в течение двух лет до этого он занимал должность муниципальной службы, включенную в перечень. В сообщении своему новому работодателю гражданину необходимо указать, что он замещал в течение предшествующих трудоустройству двух лет должность начальника структурного подразделения администрации района, так как двухлетний срок с момента осуществления деятельности на данной должности до момента трудоустройства на новое место работы не истекли.*

Другой пример. Гражданин до 01.03.2017 занимал должность начальника структурного подразделения администрации и был переведен на невключенную в перечень должность. С 01.06.2018 гражданин уволился из администрации и принят на работу в другую организацию 01.04.2019. В таком случае у работника отсутствует обязанность информировать нового работодателя о работе по должности начальника структурного подразделения администрации, так как двухлетний период истек.

3.       В случае, если в течение двухлетнего периода после увольнения с муниципальной службы гражданин заключает гражданско-правовой, а не трудовой договор вышеуказанная обязанность уведомить лицо, с которым такой договор заключен, наступает только в случае, если оказываемые услуги в течение месяца составляют более ста тысяч рублей.

Важно! При заключении трудового договора размер заработной платы для выполнения обязанности по уведомлению о прежнем месте муниципальной службы не имеет значения.

Несоблюдение вышеуказанных требований закона может повлечь за собой привлечение каждого нового работодателя к предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ административной ответственности.

4. Наиболее тяжкие последствия, в виде прекращения трудового или гражданско-правового договора влечет за собой отсутствие от уволенного муниципального служащего, замещавшего в двухлетний период до своего увольнения, сообщения на получение согласия от комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на право заключения такого трудового или гражданско-правового договора.

Соответствующее сообщение направляется бывшим муниципальным служащим' своему работодателю в случае, если отдельные функции муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности.

Трудовой или гражданско-правовой договор в таком случае заключается только после получения соответствующего согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по п. 11 ч. I ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что гражданин самостоятельно не может самостоятельно определять, аналогичны ли отдельные функции муниципального (административного) управления новой организацией должностным (служебным) обязанностям по прежнему месту работы (за исключением случаев очевидного расхождения: почтальон, разнорабочий, водитель и т.д.), рекомендуется во всех таких случаях направлять уведомление бывшему работодателю на получение соответствующего согласия.

 

Прокурор района

советник юстиции                                       В.А. Горячев

 

Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям

Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее – служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления

(далее – государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №  885 и Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №  21).

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.

Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.

Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.

При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.

Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.

Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.

Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.

В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:

- честность;

- беспристрастность.

Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.

Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.

С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.

1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.

Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.

Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.

Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.

Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.

2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.

Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.

Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).

Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.

Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.

Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.

Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.

3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.

Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.

В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.

Разъяснительная работа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.

 

Применение мер ответственности.

Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:

указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;

применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.

Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:

устном замечании;

предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;

требовании о публичном извинении.

По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.

Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.

Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.

Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.