Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2024 году – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителя»
Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2024 году – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителя»
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Традицией стало каждый год затрагивать определенную тему и освещать вопросы мирового потребления. Девиз всемирного дня защиты прав потребителей в 2024 году: » «Fair and responsible Al for consumers. Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Что же такое искусственный интеллект?
Искусственный интеллект (ИИ) — компьютерная программа, которая принимает и анализирует данные, а затем делает выводы на их основе.
Технологии искусственного интеллекта прочно вошли в современную жизнь и продолжают менять ее. ИИ стал неотъемлемой частью цифрового мира, он оказывает воздействие на большинство сфер жизни людей, включая сферу защиты прав потребителей, Так, например, сегодня алгоритмы ИИ активно используются в медицинской диагностике различных заболеваний, что позволяет врачу поставить более точный диагноз, а также совместно с роботами выполнить сложные хирургические операции. В энергетике и промышленности ИИ используется для снижения уровня потребляемой энергии и создания новых материалов с уникальными характеристиками. Банки используют ИИ для одобрения кредитов и оценки кредитоспособности заемщика, а розничные компании применяют его для более точечных рекламных компаний и предложений для своих клиентов. В юриспруденции ИИ создает алгоритмы быстрого поиска нужных судебных решений.
Ранее те возможности, что, казалось бы, были доступны только профессиональным ученым, в современной жизни доступны каждому.
Необязательно идти в отделение банка или почты, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке — теперь все это можно сделать в приложении. Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
На сегодняшний день искусственный интеллект ученые определяют, как алгоритмы, способные самообучаться, чтобы применять эти знания для достижения поставленных человеком целей.
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей в 2024 году, основным ставится вопрос: «Насколько потребители могут доверять „чат-ботам“ с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» — давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
Выделяют три приоритета защиты прав потребителей при использовании ИИ:
Первым приоритетом является прозрачность и понятность алгоритмов, используемых ИИ. Потребители должны иметь возможность понимать, как принимаются решения, и какую информацию использовал ИИ. Только при наличии прозрачности потребители могут быть уверены в том, что их права защищены.
Вторым приоритетом является конфиденциальность данных потребителей. ИИ основан на обработке больших объемов данных, и часто требуется доступ к личной и конфиденциальной информации. Важно, чтобы потребители имели гарантию, что их данные защищены от несанкционированного доступа или использования. Защита данных становится все более важной в условиях повсеместного присутствия ИИ, поэтому законодательство и правила должны быть разработаны с учетом особенностей этой технологии.
Третьим приоритетом является ответственность за негативные последствия ИИ. Известные случаи некорректной работы ИИ показывают, что технология не всегда работает идеально и может вызвать нежелательные последствия для потребителей. Потребители должны иметь гарантии, что в случае неправильного решения или негативного влияния ИИ будет принята ответственность со стороны компаний и организаций, использующих эту технологию. Это включает в себя возмещение ущерба, улучшение алгоритмов и принятие мер по предотвращению повторения подобных ситуаций.
Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в том числе особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.
Организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей в 2024 году мероприятия направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Подготовил главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по тверской области Новикова Г. В.
Назад
Отправить комментарий